В соответствии с международной классификацией болезней (МКБ-11) ранее широко употребляемый термин «умственная отсталость» был переименован в «нарушение интеллектуального развития».
Под интеллектуальными нарушениями понимается группа состояний, обусловленных врожденно или рано приобретённым недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта. У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается нарушение когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Причины возникновения интеллектуальных нарушений
Выделяют врождённые и приобретённые причины интеллектуальных нарушений. К врождённым причина относятся генетические заболевания, внутриутробные поражения плода, значительная недоношенность.
К приобретённым причинам относятся: родовые травмы, гипоксия в родах, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, эпилепсия, а также педагогическая запущенность в раннем возрасте и непролеченные своевременно задержки речевого и психо-речевого развития.
Развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями хотя и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу.
Если у ребёнка была диагностирована интеллектуальная недостаточность, важно помнить о том, что:
- Каждый ребёнок является уникальной личностью.
- Ребёнок с нарушениями в интеллектуальном развитии растёт и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.
- Ребёнок с нарушенным интеллектом имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.
- Дети с интеллектуальными нарушениями легкой степени отнюдь не потерянные для общества люди. Они прекрасно адаптируются в рамках бытовой жизни, могут стать хорошими специалистами в профессиях, не требующих серьезной интеллектуальной нагрузки.
Для более успешного развития ребёнка важен не только благоприятный психологический климат в семье, но и не менее важно, чтобы семья не зацикливалась на своём горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего ребёнка.
Рекомендации родителям ребёнка с интеллектуальными нарушениями:
- Принять своего ребёнка таким какой он есть, осознать, что он – уникальная личность. Дарить ему достаточно внимания и любви;
- Создать и поддерживать в семье благоприятный психологический климат. Подключайте ребёнка во все бытовые моменты, которые переживает семья, соизмеримые его возможностям и способностям. Не отказывайтесь от возможности чему-то научить ребёнка из страха, что «у него не получится»;
- Необходимо как можно раньше включать ребёнка в учебно-воспитательный процесс, поскольку мозг ребенка в раннем возрасте более пластичен, а следовательно, более податлив и «отзывчив» на различного рода педагогические воздействия.
- При обучении ребёнка с интеллектуальными нарушениями новому навыку важным условием является постоянство и непрерывность применяемых воздействий, многократность повторения выполняемого им задания (движения), закрепление полученного навыка.
- Положительным образом влияют ласковый тон и одобрение. Однако, использовать эти формы воздействия на ребенка нужно очень умело. Мягкость общения с ребенком должна сочетаться с требовательностью. Важно довести все начатые с ребенком дела до конца, потом уже поощрить его даже за самый незначительный результат.
- Необходимо развивать у ребёнка представления об окружающей действительности. Комментируйте, что видите, когда гуляете, идёте в магазин или даже просто смотрите в окно.
- Для более полноценного развития ребенка родители должны стараться обеспечить ему максимальную широту социальных контактов. Жизнь такого ребенка не должна замыкаться только в кругу своей семьи и в образовательных учреждений. Он должен так же, как и все дети, ходить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и по мере своих возможностей, а также поддержки родителей, в них участвовать.
Материал подготовила: дефектолог
Диана Валерьевна Гахова