Задержка психического развития (ЗПР) - это замедленный темп развития мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.
Кроме того, это одна из самых распространенных проблем среди детей дошкольного и школьного возраста. Так, уже к 2000 году, по данным Министерства образования РФ, число дошкольников с ЗПР составляло 25% от общего числа детей этого возраста.
Что может указывать на наличие ЗПР?
1. Незрелость эмоционально-волевой сферы: ребёнок соглашается выполнять только те задания, которые ему интересны; на требование взрослого выполнить какое-нибудь рутинное задание или задание, которое в прошлый раз у него не получилось, ребёнок может ответить резким отказом и даже истерикой; ребёнок не усваивает новых требований к поведению – может встать среди урока и ходить по классу, что-то резко выкрикнуть, на просьбу учителя сделать задание в прописи, может вместо этого нарисовать там рисунки и т.д.; такой ребёнок не понимает наказания (он не может увязать наказание с совершённым им поступком), не дифференцирует отметки в дневнике на плохие и хорошие – главное, что они там есть и т.п.
2. Нарушение внимания и концентрации (ребёнка легко отвлечь от занятия посторонними звуками в комнате, за окном, если перед занятием он посмотрел мультфильм и теперь витает в облаках);
3. Повышенная психическая утомляемость (ребёнок быстро устаёт делать не очень интересное ему задание, поэтому часто бросает его на пол пути);
4. Трудности с ориентацией в пространстве (часто такой ребёнок затрудняется запомнить дорогу от класса до туалета, затрудняется найти свой домашний адрес и т.п.);
5. Нарушена координация движений (неуклюжесть, неумение повторить движение за взрослым), мелкая моторика (ему трудно правильно держать ручку, карандаш, вследствие чего возникают трудности с рисованием, письмом, трудности в вырезании из бумаги);
6. Трудности в самообслуживании (ребёнку трудно самостоятельно застегнуть пуговицы, молнию на одежде, организовать свою деятельность – он может разбросать на парте школьные принадлежности и не собрать их потом в ранец, отчего часто всё теряет).
7. Ребёнку трудно соотнести инструкцию взрослого с определенным действием, т.е., он слышит просьбу взрослого, но не до конца понимает, что от него хотят. У таких детей преобладает наглядно-образное мышление (они лучше понимают обращенную к ним речь, если сопровождать её картинками);
8. Высокий уровень тревоги, низкая самооценка (для таких детей губительна критика, наказание, они не уверенны в себе, часто боятся проявить инициативу).
Бывает, что к вышеперечисленным особенностям добавляется энурез, энкопрез, невротические реакции (навязчивые состояния – сосание пальцев, тики, другие действия), фобии (страх скопления людей, страх громкой музыки, страх новой пищи, непривычного места, темноты, насекомых и т.п.).
Как преодолеть ЗПР?
Важно помнить, что задержка психического развития – это, прежде всего, обратимый процесс при условии грамотной и своевременной коррекции. В полной мере квалифицированную помощь такому ребенку могут оказать профильные специалисты: психолог, дефектолог и логопед. В результате регулярных занятий ребенок может полностью компенсировать задержку психического развития и в будущем ничем не отличаться от сверстников.
Что могут сделать родители детей с задержкой психического развития?
- Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".
- Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха. Перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
- Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Важно! Сделать вывод о задержке психического развития у ребенка может только специалист. Родителям сложно быть объективными, когда дело касается их ребенка. Причем эта необъективность работает как в сторону преувеличения способностей ребенка (когда родителям кажется, что все в порядке), так и в сторону преуменьшения (когда родитель считает, что ребенок знает и умеет недостаточно для его возраста).
Поэтому не пренебрегайте консультациями специалистов (психологов, дефектологов). Важно получить объективный взгляд на развитие ребенка и, если это необходимо, перейти к мерам, которые помогут ребенку догнать сверстников.
Материал подготовила: педагог-психолог
Мария Витальевна Серебряная