У некоторых детей с дефектами зрения наблюдаются врожденные нарушения функций зрительного анализатора, у других они – приобретенные. Таких несовершеннолетних делят на следующие группы: слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после трех лет жизни.
Наличие таких категорий базируется на суждении, что время, в которое ребенком было утрачено зрение, играет одну из главных ролей для дальнейшего развития. К примеру, в памяти слепорожденных совсем нет зрительных образов, а те, у кого слепота является приобретенным недугом, в некоторой мере ими обладают.
Высшие познавательные процессы у слепорожденных детей (внимание, логика, память и речь) развиваются так же, как у остальных. Нарушение взаимодействия чувственного и интеллектуального функционала становится причиной того, что в мыслительной деятельности преобладает абстрактное мышление.
Отличие ослепшего ребенка от того, который потерял зрение после рождения, напрямую зависит от периода, в который возникла слепота. Наиболее поздние сроки говорят о том, что дети имеют больший объем визуальных представлений, есть возможность воссоздать их, когда те слышат устные описания. Зрительные образы могут со временем стираться, это будет неизбежно происходить, если не оказывать должного внимания развитию зрительной памяти.
Несмотря на невозможность видеть, незрячий ребенок может достичь того же уровня психофизического развития, что и другие дети. Он также способен в полной мере познавать окружающий мир, используя в процессе сохранную анализаторную сеть.
При организации образовательного процесса учеников учат формированию адекватных приемов и способов применения слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов. Все они представляют собой сенсорную основу, за счет которой развиваются психические процессы и высшие формы познавательной деятельности. Последние являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.
Создание условий для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме базируется на системе компенсаторной перестройки. Когда у незрячих учеников накапливается некоторый социальный и бытовой опыт, начинают применяться сохранные анализаторные системы.
В рамках коррекционной работы специалисты учат незрячих применять специальные приемы и методы наблюдения явлений и предметов. В таком случае акцент делается на слухе, осязании, обонянии. Все это способствует формированию у ребенка сложного синтетического образа реальной действительности.
Слабовидящие имеют остаточное зрение, что играет важнейшую роль в их развитии и адаптации, в частности, учебной, трудовой и социальной. Важно оберегать его: проводить регулярную диагностику, посещать офтальмолога, тифлопедагога и психолога.
Наибольшая роль в восприятии и познании окружающего мира у незрячих отводится осязанию. С его помощью ребенок получает большое количество ощущений в то время, когда прикасается к различным предметам, давит на них, чувствует тепло или холод, понимает фактуру, может провести пропорциональные аналогии с другими предметами. Также за счет осязания периодически возникает болевой синдром.
При таком взаимодействии кожа и слизистые оболочки становятся проводниками информации в кору головного мозга, а именно в тот отдел, который связан с работой рук и кончиков пальцев. Если говорить простым языком, то слепые и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.
Помимо осязания, большую важность имеют речь и слуховое восприятие. Они возникают на первой стадии системы компенсации слепоты. Слуховое восприятие дифференцированно, голос ребенка выступает в качестве реакции на новые предметы. Следовательно, можно говорить о том, что речь и слух – это инструменты общения с окружающими людьми. Чтобы привлечь внимание других, незрячий малыш использует слова и звуки. На эмоциональное отношение влияет адекватная реакция взрослого.
Звуки способствуют определению незрячими и слабовидящими характеристик окружающей среды. К примеру, они могут понять, откуда исходят звуки, причем хорошо видящие люди делают это с меньшей точностью. У слепых слух развит очень высоко, так как им необходимо ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.
По этой причине в образовательный и воспитательный процесс нужно внедрять упражнения на дифференциацию, которые направлены на различение и оценивание характеристик различных предметов посредством звуков. В процессе дети учатся анализировать и оценивать сложное звуковое поле, то есть понимать, какие именно звуки соответствуют различным явлениям, живым организмам, процессам и механизмам.
Насколько успешным будет овладение незрячими такими видами деятельности, как предметной, игровой, трудовой, учебной, зависит от степени развития не только наглядно-образных представлений, но и умения мыслить и ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательная работа
- Педагог проводит развивающие занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
- Специалист учит подопечных читать, применяя специальные методики для детей с дефектами зрения.
- Использует в работе психологические техники.
- Помогает ученикам развивать восприятие пространства и ориентироваться в нем посредством проведения развивающих игр.
- Формирует у детей представление об окружающей среде, предлагая им различные способы изучения мира вокруг.
- Проводит уроки, которые направлены на развитие зрительного восприятия детей с сохранным зрением.
- Помогает детям адаптироваться в обществе.
Материал подготовила: тифлопедагог, педагог-психолог
Татьяна Альбертовна Любушина