Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) - это собирательное понятие, включающее в себя различные по проявлению и степени тяжести двигательные расстройства.
Общими признаками среди всех видов нарушений являются не соответствующие возрастным нормам упрощенные рефлекторные формы двигательной активности и задержка формирования всех основных моторных функций.
Это, в свою очередь, оказывает влияние на интеллектуальное и личностное развитие детей. Познавательная сфера детей с НОДА главным образом характеризуется диспропорциональностью, негармоничностью и нарушением темпа развития.
Для большинства детей с двигательными нарушениями характерно:
- нарушение активного произвольного внимания, которое отрицательно сказывается на функционировании всей познавательной системы ребенка;
- выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;
- повышенная инертность и замедленность всех психических процессов.
Описанные проблемы могут быть компенсированы с учетом индивидуальных особенностей ребенка при условии грамотной коррекции и своевременной обращении к профильным специалистам (дефектолог, психолог, логопед).
При этом у ряда детей отмечается достаточное интеллектуальное развитие. В этом случае оно сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость (инфантильность) проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Некоторые особенности эмоциональной сферы детей с НОДА, такие как низкая самооценка, недостаточная уверенность в себе, сложности в коммуникации, могут вызывать сильное беспокойство у родителей и других членов семьи. Обращение в таком случае к психологу поможет выстроить правильную воспитательную стратегию и повлиять на эмоциональное развитие ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Дети с НОДА чутко реагируют на любые изменения внешней среды: обстановки, погоды, а особенно — настроения и отношения близких людей. Поэтому, именно семья, родители — вот основной источник, из которого могут черпать силы и энергию для выздоровления эти дети.
Рекомендации родителям ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он «не такой, как все».
2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в этом тоже нуждаются. Развивайте интересы ребенка и свои, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и самовыражения.
3. Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу. Жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.
4. Будьте внимательны к развитию детей, ведите дневник наблюдений за поведением, эмоциональными реакциями, интеллектуальным развитием детей, замечайте все изменения и новообразования у детей. Это позволит вам понять, как ребенок развивается, что необходимо еще делать, чему научить, что скорректировать, к каким специалистам обратиться. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.
5. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), посещайте с детьми кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием.
6. Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие.
7. Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни вашей семьи. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, ребенок станет чаще улыбаться, будет более оптимистичным, научится справляться с трудностями. Поддерживайте психологически благоприятный климат в семье, дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми.
8. Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребенку в присутствии незнакомых людей и вашего ребенка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений, научит его правильной коммуникации с людьми.
Материал подготовила: педагог-психолог
Мария Витальевна Серебряная