Нарушение поведения и общения (расстройства аутистического спектра)

Расстройства аутистического спектра (РАС) являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

 

Причины расстройств аутистического спектра изучены не до конца, но считается, что ведущее значение имеют генетические факторы.

 

Основные проявления РАС - нарушения в области социального взаимодействия, коммуникации (аномалии в общении) и ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение (стереотипии). Кроме того, у детей часто встречаются другие неспецифические проблемы: различные фобии (страхи), нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя). Вопреки распространенному мнению, расстройства аутистического спектра в большинстве случаев не связаны с высоким уровнем интеллекта, хотя некоторые пациенты могут обладать незаурядными способностями в какой-то области знаний.

 

Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная интеллектуальная недостаточность, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. 

 

Одна из существенных проблем во взаимодействии с ребёнком с РАС – трудности с пониманием поведения и потребностей ребёнка. Ребёнку тяжело выразить свои потребности, родителям и другим окружающим людям тяжело их понять. Трудности могут быть вызваны как отсутствием речи у ребёнка, так и неспособностью понимать собственные потребности, чувства, а также выражать их.

 

Стереотипность этих детей в большей степени выражается в стремлении сохранить не постоянство их окружения, а неизменность собственной программы действий, необходимость по ходу менять программу действий (а этого и требует диалог) может спровоцировать у такого ребенка аффективный срыв. Поэтому для детей с РАС крайне важна предсказуемость, структурированность и четкая последовательность в любых действиях или жизненных ситуациях.

 

Дети с РАС при наличии достижений в интеллектуальном и речевом развитии могут быть гораздо менее успешны в моторном - неуклюжи, крайне неловки, у них страдают навыки самообслуживания. В области социального развития они демонстрируют чрезвычайную наивность и прямолинейность, нарушается развитие социальных навыков, понимания и учета подтекста и контекста происходящего. При сохранности потребности в общении, стремлении иметь друзей, они плохо понимают другого человека.

 

Рекомендации для родителей детей с РАС:

  • Принятие: принять своего ребёнка таким какой он есть, осознать, что он – уникальная личность. Дарить ему достаточно внимания и любви.
  • Самообразование: важно достаточно узнать о РАС и различных вариантах их проявлений, о возможных методах медикаментозной коррекции, если она необходима, о том, как определять цели, мотивы того или иного поведения ребёнка, узнать о способах и методах контроля поведения. Не бойтесь также обращаться за профессиональной помощью.
  • Социализация: не стоит ограничивать ребёнка стенами дома. Для детей с РАС крайне важно формирование и развитие социальных навыков, коммуникативного поведения. Он должен так же, как и все дети, ходить в гости, посещать детские праздники, различные представления, и по мере своих возможностей, а также поддержки родителей, в них участвовать.
  • Чёткий распорядок дня: систематизация и предсказуемость позволяют ребёнку с РАС чувствовать себя более спокойным и уверенным, понимать, что от него требуется в той или иной ситуации.
  • Визуальная поддержка: этот способ помогает структурировать время и деятельность ребёнка. Создание визуального расписания сделает для ребёнка понятным его план на день, а визуальное отображение разделения какого-либо большого действия на ряд более маленьких и простых облегчит формирование какого-либо навыка или выполнения какой-либо работы.
  • Настроиться с ребёнком на одну волну: зайти в учебный кабинет, приготовиться к уроку и усердно выполнять за столом все задания, предлагаемые взрослым – такой стандартный и привычный алгоритм совсем не подходит большинству детей с РАС. Просьбы, уговоры и заставление, как правило, могут усугубить ситуацию. Важны гибкость и умение перестроиться в зависимости от ситуации и состояния ребёнка. Важно проявлять чуткость и прислушиваться к ребёнку – он сам может «подсказать» форму взаимодействия с ним. Нужно быть готовым преподнести тот или иной материал несколькими способами в зависимости от особенностей, состояния, склонностей и предпочтений ребёнка.
  • Подкрепление: на начальных этапах обучения важно подкреплять правильные действия, желаемое, социально приемлемое поведение ребёнка даже при незначительных успехах.
  • Совместная деятельность: старайтесь подключать ребёнка (в меру его возможностей) к тем видам деятельности, которыми занимаетесь сами. Это будет способствовать как налаживанию коммуникации, так и освоению социально-бытовых навыков.

 

Материал подготовила: дефектолог

Диана Валерьевна Гахова

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.