Нарушение речи

Связная речь у детей старшего и подготовительного возраста, является показателем нормы речевого развития, особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи. Связное высказывание характеризует уровень развития ребенка - умственного, эмоционального, речевого. Каждый ребёнок в идеале должен содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Его речь должна быть живой, непосредственной, выразительной. 

 

Связность речи – это связность мыслей. В связной речи ребенка отражается логика мышления, его умение осмысливать воспринимаемое и умение выразить свое восприятие в правильной, четкой, логической речи. Связная речь предполагает развитие и монологической и диалогической речи.

 

Последовательность работы над связной речью осуществляется через следующие методы:

  • воспитание понимания связной речи;
  • воспитание диалогической связной речи;
  • воспитание монологической связной речи:
  • работа над пересказом;
  • работа над составлением рассказа-описания;
  • работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
  • работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
  • работа над самостоятельным рассказом.

В работе с детьми с ТНР использую подборку игр и упражнений на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Игр подобного плана очень много, можно придумать самим, предложить придумать ребенку.

 

Игра «Закончи предложение» с предметными картинками.

Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.

 

Например, «Девочка собирает (ягоды)»; «Мальчик играет (с мячом)»; «Собака лежит (на солнце)»; «Бабушка испекла (пирог)».

 

Игра «Назови профессию»

Ребенок рассматривает картинку и составляет предложение об обязанностях человека данной профессии. Например: «Врач лечит людей». «Повар варит». «Шофер водит машину». «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».

 

Игра «Где спрятан предмет?»

Взрослый прячет любой предмет где-либо в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как его найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между кубиком и машинкой. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанную игрушку и ответить полным предложением, где находился предмет: «кукла была на полке между кубиком и машинкой.

 

Упражнение «Маленькое нужное слово»

Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи книгу (на) стол. Тетрадь лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.

 

Итак, подводя итог, можно сказать, что используя различные методы и приемы в работе с дошкольниками, можно оказать детям существенную помощь в овладении связной речи, научить их свободно, легко и непринужденно не только общаться со сверстниками, но и достичь определенных высот в дальнейшем обучении в школе.

 

Материал подготовила: логопед

Мария Александровна Галкина

 

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.